=> Транспорт как искусство? Экскурсия в Петербургское метро ...

метрополитен давно стал самым быстрым, надежным и удобным видом транспорта. Мы не представляем себе, как бы жили без метрополитена. Но пользуясь ежедневно этим великолепным техническим средством передвижения, в постоянной спешке, мы зачастую даже не обращаем внимания на красоту отделки станций, вестибюлей, или, наоборот, их скромность. Спросите пассажиров в вагоне метро: «Какие станции самые красивые,

на каких есть скульптуры или изображения писателей, поэтов, витражи и т.п.?» – вряд ли вам кто-то ответит правильно. А ведь все станции отличаются своим обликом, отделкой вестибюлей и залов. Подземные и наземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Я приглашаю вас посмотреть хотя бы на некоторые станции неспешным взглядом.

Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени В.И. Ленина, вступила в строй в 1955 году. Она имела 8 станций, связывала Площадь Восстания и Автово. Уже в 1958-м году первая линия (позже ее стали называть Кировско-Выборгской) прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Вспоминаю, как будучи студентами, мы часто просто катались в метро и назначали свидания, чтоб лишний раз полюбоваться красотой – обилием скульптур, грандиозными светильниками, гранитной и мраморной отделкой вестибюлей и станций. Приятно было просто посидеть в подземных дворцах, особенно в зимнее время, когда там было так тепло и уютно. Те первые 8 станций метро и до сих пор, на мой взгляд, остаются самыми красивыми. Очень красива станция Маяковская, с красной отделкой и портретом Маяковского в нижнем зале, и со скульптурой поэта в полный рост в наземном вестибюле. Одной из самых красивых считалась станция Автово, с прекрасными витыми стеклянными колоннами, но она уже почти три года в ремонте, и колонны спрятаны за обшивкой.

Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный – Парнас.
Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы – Обухово и Рыбацкое.

В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.

Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы – высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.

Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений – это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки – реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.

Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура А. С. Пушкина работы М.К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М.А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А. Пушкина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст В.И. Ленина. (скульптор Н. В. Дыдыкин).

Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.

Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники Быстров А.К. и Быстров Е.А.) Оформление станции Звенигородской посвящено Семёновскому полку, казармы которого располагались когда-то в этом районе. На станции установлены мозаичные панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненными в мастерской Российской академии художеств (художник А.К. Быстров).

На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.

Тема художественного оформления станции Комендантский проспект – небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах – портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати – изображения воздушных боёв.

Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой – горельеф с дружинниками